(812) 346-07-79

Запах чеснока не удалось запатентовать в качестве товарного знака

« Назад

Запах чеснока не удалось запатентовать в качестве товарного знака 21.06.2013 08:23

В марте 2011 года в Роспатент посутпила заявка на регистрацию обонятельного товарного знака "запах чеснока" по четырем классам МКТУ (3, 29, 30, 32)*. В мае 2012 года эксперты Роспатента приняли решение об отказе в регистрации, основываясь на том, что заявленное обозначение, представляющее собой запах свеже-нарезанного чеснока, в отношении части товаров 29 и 30 классов МКТУ не обладает различительной способностью, поскольку указывает на свойства и состав части товаров, а в отношении остальных товаров способен ввести потребителя в заблуждение относительно вида и состава товаров.

Заявитель подал возражение в Палату по патентным спорам, указав, что "не испрашивал охрану заявленного обозначения в виде запаха чеснока для чеснока". Заявитель не согласился и с угрозой введения потребителя в заблуждение относительно вида и состава товаров, поскольку, "в соответствии с действующим законодательством указывает на упаковке выпускаемых товаров, в частности, особые свойства продукта (его запах)". Заявитель также привел несколько примеров из международной практики регистрации обонятельных знаков, например: свидетельство №1807353 (запах ванили) в отношении товаров 03, 05, 14, 16, 21, 25, 26, 30 классов МКТУ; свидетельство №1254861 (запах лимона) для товаров 25 класса МКТУ; свидетельство №428870 (запах свежескошенной травы) для товаров 28 класса МКТУ.

Однако Палата сочла доводы заявителя неубедительными, написав в своем заключении, что запах является одним из свойств, характеризующих товар, а значит заявленное обозначение не обладает различительной способностью в отношении этих товаров, поскольку воспринимается как характеристика товаров, указывающая на их свойства, а именно – запах. Палата по патентным спорам также обратила внимание на то, что присутствие запаха свеже-нарезанного чеснока для части продуктов (молочных, фруктовых продуктов, кофе, чая, сахара, кондитерских изделий, мороженого, меда, сиропа из патоки, а также товаров 03 и 32 классов МКТУ), для которых этот запах не является характерным, в сознании потребителя будет ассоциироваться с присутствием в этих товарах чеснока, т.е. вводить потребителя в заблуждение относительно состава продукта, поскольку в перечне указано на отсутствие чеснока в этих продуктах.

В своем заключении от 20 июня 2013 года Коллегия Палаты по патентным спорам отказала заявителю в удовлетворении возражения, оставив в силе решение Роспатента.

_______________

* 3 - препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос; зубные порошки и пасты.

29 - мясо, рыба, птица и дичь; мясные экстракты; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца, молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые, в том числе кроме чеснока.

30 - кофе, чай, какао, сахар, рис, тапиока (маниока), саго, заменители кофе; мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мороженое; мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль, горчица; уксус, приправы; пряности; пищевой лед, в том числе попкорн; сухари; сухарики жареные соленые; сухарики жареные соленые с вкусовыми добавками и приправами; сухарики жареные в масле; сухарики жареные в масле соленые; сухарики жареные в масле с вкусовыми добавками и приправами; снеки из ржано-пшеничного хлеба; снеки из пшеничного хлеба; снеки из семян подсолнечника; снеки на основе арахиса, миндаля, фисташки; снеки ореховой группы; снеки зерновые; снеки рисовые; снеки кукурузные, в том числе кроме чеснока.

32 - пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков