Палата по патентным спорам сочла товарный знак "buhalo" непристойным
« НазадВ Роспатент поступила заявка на регистрацию комбинированного товарного знака BUHALO по классам 32 и 33 (безалкогольные и алкогольные напитки). Изобразительная часть товарного знака предсталяла собой птицу выпь, а словесный элемент - слово "BUHALO" (транслитерация - "БУХАЛО"), которое по словам заявителя представляет собой устаревшее название выпи. Заявленное обозначение, по мнению заявителя, является фантазийным и семантически нейтральным по отношению к заявленным товарам.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении всех заявленных товаров. Основанием для принятия решения являлось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку семантическое значение слова BUHALO является жаргоном (спиртное, алкоголь) и противоречит общественным интересам и принципам морали (п.3 ст.1483 ГК РФ).
Однако заявитель несогласился с решением экспертизы и обратился в Палату по патентным спорам, ссылаясь, в частности, на то, что этимологически слово произошло от глагола "бухати", который означает ухать, вопить, глухо и отрывисто кричать. К тому же семантика, приведенная экспертизой - алкоголь, спиртное - не является непристойной и не относится к ненормативной лексике. Также заявитель отметил, что не отрицает актуальности проблемы алкоголизма в России, однако, логическая операция при установлении связи между регистрацией товарного знака и указанным заболеванием представляется ему лишенной смысла.
Палата изучила материалы дела и сочла возражения заявителя неубедительными, оставив в силе решение Роспатента и отказав в удовлетворении возражения. В своем заключении, основанном на положениях ГК и Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, эксперты указали, что данное обозначение содержит элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство и т.п.
Для правильной оценки таких товарных знаков учитываются особенности восприятия их потребителями, а словесный элемент "BUHALO" является транслитерацией слова "Бухало", которое согласно "Большому словарю русского жаргона" означает алкогольные напитки, т.е., является жаргонным словом. Несмотря на то, что словесный элемент "BUHALO" является также одним из названий птицы выпь, данное название устарело и неизвестно широкому потребителю. К тому же "бухало" - не единственное название птицы выпь. По мнению Палаты следует учесть и тот факт, что регистрация испрашивается именно в отношении алкогольных напитков, которые являются товарами широкого потребления, рассчитанными на рядовых потребителей, мало знакомых со специализированной терминологией и устаревшими названиями птиц, а первичные ассоциации у потребителей будут возникать в связи с жаргонным значением слова "БУХАЛО", что обуславливает противоречие регистрации принципам морали.