"Филадельфийские" продукты должны производиться в Филадельфии
« НазадВ адрес Коллегии палаты по патентным спорам поступило возражение, поданное в связи с отказом Роспатента в регистрации товарного знака "Филадельфия".
Заявка на регистрацию словесного обозначения "Филадельфия" была подана в отношении определенных товаров 30-ого класса МКТУ (кофе, чай, какао, сахар, рис...). В своем отказе Роспатент сослался на то, что "Филадельфия" является географическим названием города, находящегося в США, следовательно, регистрация такого товарного знака на имя российского заявителя способна ввести потребителя в заблуждение относительно места его нахождения.
В своем возражении заявитель настаивал на том, что словесное обозначение "Филадельфия" не способно ввести в заблуждение потребителя, поскольку:
- сама возможность ввести потребителя в заблуждение подразумевает лишь определенную вероятность, которая зависит от субъективного восприятия
потребителя. Образованный человек знает что автомобиль "МЕРСЕДЕС" - это немецкий автомобиль, а необразованному человеку и надпись на мотоцикле
"МЕРСЕДЕС", который произведен в Китае, ничего не скажет (фирма "мерседес" не выпускает мотоциклы и находится в Германии);
- Филадельфия-город в США, при этом название города ни исторически, ни географически не ассоциируется с теми товарами, в отношении которых подана
заявка, поэтому у потребителя не может возникнуть ассоциации, что именно этот товар произведен в г. Филадельфии и там расположен их производитель (например, пряник, оружие самовар - ассоциируется с Тулой; Дымковская игрушка - с Вяткой; Водка, икра, матрешка, балалайка- с Россией; Мода и парфюмерия - с Парижем, Францией; Пицца и спагетти - с Италией);
- на российском рынке слово "филадельфия" уже длительное время используется для обозначения целого ряда продуктов: суши, роллы, торт, пицца, чизкейк, сендвич (приведены ссылки из сети Интернет). Потребитель достаточно давно знаком с таким наименованием товаров, что также доказывает что обозначение "ФИЛАДЕЛЬФИЯ" не способно ввести потребителя в заблуждение;
- очевидно, что указание страны производителя - США в отношении товаров, которые приведены в заявке, не может быть более сильным стимулом для их
покупки, чем указание на российского производителя, т.е. для рядового потребителя нет разницы, какие спагетти покупать: российского или американского
производства, потому что ни Россия, ни США не являются известными производителями спагетти;
- в Российской Федерации для маркировки товаров действуют определенные правила. Так, для пищевых продуктов на этикетке должны быть приведены
следующие сведения: наименование и местонахождение изготовителя или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Таким образом,
действующее законодательство РФ содержит ряд положений, направленных на информирование потребителя о товаре и предотвращение их неправильного выбора.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, палата по патентным спорам считает доводы, представленные в возражении,
неубедительными.
Коллегия палаты по патентным спорам рассмотрела доводы возражения и установила следующее:
Слово "ФИЛАДЕЛЬФИЯ" представляет собой географическое название, которое российским потребителем воспринимается как название города в США и может вызывать ассоциации с местом нахождения лица, производящего товары 30 класса МКТУ. Регистрация заявленного обозначения на имя российского юридического лица может вводить в заблуждение потребителя относительно места нахождения производителя товаров. Заявленное обозначение является не ассоциативным, а прямым указанием на официальное название известного города в США.
Довод заявителя о применении в названиях некоторых продуктов питания и блюд наименования "ФИЛАДЕЛЬФИЯ" (сыр, суши, пицца и т.д.) признан коллегией палаты по патентным спорам некорректным, поскольку сведения о том, что данным наименованиям предоставлена правовая охрана в качестве товарных
знаков, отсутствуют. Таким образом, приведенные заявителем примеры не опровергают выводов экспертизы и коллегии палаты по патентным спорам.
Коллегия указала на существование двух зарегистрированных товарных знаков, содержащих словесный элемент "ФИЛАДЕЛЬФИЯ". При этом правовая охрана этим товарным знакам предоставлена на имя американской компании и рассматриваемый элемент не является предметом самостоятельной правовой охраны.
![]() |
![]() |
Коллегия по патентным спорам нашла нужным подчеркнуть, что охраноспособность товарного знака определяется нормами ГК, согласно которым товарный знак не должен вводить потребителя в заблуждение вне зависимости от того, присутствует ли указание изготовителя на этикетке или нет.
Решением Коллегии стал отказ в удовлетворении возражения.