Алмазный свой венец
« Назад«АЛРОСА» — российская государственная горнорудная компания, лидер алмазодобывающей отрасли мира. Эти слова, разумеется, даже в малейшей степени не отражают стратегической значимости этой компании, которая вместе с другим алмазным гигантом ТНК «Де Бирс» какое-то время контролировала весь рынок оптовой продажи и добычи алмазов. Сейчас у них есть серьезный конкурент «Африка-Исраэль» принадлежащая бывшему нашему соотечественнику Льву Леваеву.
Компания ведет свою родословную от треста «Якуталмаз», созданного в 1957 году в поселке Мирный рядом с месторождением «Мир». Первые алмазы были добыты ею тогда же, шестьдесят лет назад. И тогда же были заключены первые контракты с южноафриканцами из «Де Бирс». «АЛРОСА» добывает 97 % всех алмазов в России, доля компании в мировом объёме добычи алмазов составляет 27 %. Разведанные запасы компании достаточны для поддержания нынешней доли рынка в течении 18-20 лет. Прогнозируемые запасы «АЛРОСА» составляют треть общемировых.
Вокруг товарного знака «Алроса» тлел давнишний конфликт между алмазным гигантом и ее дочкой «Алроса-Авиа». В апреле 1996 года "АЛРОСА-Авиа" зарегистрировала заявку N 94024005 на товарный знак "АЛРОСА-Авиа". В Роспатенте тогда разъяснили, что, "словесное обозначение „авиа" не является предметом самостоятельной правовой охраны". Сама «АЛРОСА» официально зарегистрировала свое название только в 2000 году. Однако в январе 2004 года Роспатент продлил права "АЛРОСА-Авиа" на товарный знак до 2017 года. Акционерами созданного в 1993 году в подмосковном Жуковском ЗАО "АЛРОСА-Авиа" являлись АЛРОСА (51 %), ООО "Саха Аэростар" (26, 3%), ООО "НТВП Лвико" (11%) и ООО "Аэрофьюэз Интернешнл" (9%).
В 2004 году, тогдашний президент «АЛРОСА» Владимир Калитин разослал остальным акционерам "АЛРОСА-Авиа" письма с предложением продать свои акции. В сущности, это было требование, обращенное к менеджменту компании, контролирующему 49% ее акций. На случай отказа, «АЛРОСА» обещала прекратить договор аренды самолетов.
В 2005 в "АЛРОСА-Авиа" случился «переворот», и из-за отказа передать компанию под полный контроль «АЛРОСА» был уволен гендиректор "АЛРОСА-Авиа" Юрий Ценин. «Пикантность ситуации состояла в том, что "дочка" зарегистрировала товарный знак АЛРОСА на несколько лет раньше материнской компании. Получается, что алмазный монополист все эти годы пользовался им на сомнительных юридических основаниях», написал тогда «Коммерсантъ».
В уставе обеих компаний было заявлено право работы с драгоценными камнями. По мнению специалистов эти знаки, несомненно, конфликтуют. Они идентичны и в словесной части, и по классу товаров, в отношении которого они зарегистрированы. Чтобы владелец «младшего» знака мог спокойно им пользоваться, владелец «старшего» должен был подписать согласительное письмо. Юристы «АЛРОСА» не сочли нужным проверить патентную чистоту товарного знака на наличие возможного нарушения интересов третьих лиц.
В 2008 году «разгром» "АЛРОСА-Авиа" вроде бы завершился.
С 1 января 2013 года было образовано на базе Мирнинского авиапредприятия (МАП), являвшегося структурным подразделением АК «АЛРОСА», ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА», по сей день функционирующее как самостоятельное юридическое лицо.
И вот «АЛРОСА» вновь подала заявку на регистрацию своего товарного знака, со всеми особенностями, перечисленными в заявке. Заявление подано не одно, и в сумме они содержат, практически, все возможные вариации, связанные с данным обозначением.
По-видимому, возражений не последует.